Булак — Истории Татарстана

Булак

Казань
Булак

Булак

📍Сейчас мы находимся на Булаке вместе с ведущим мероприятий Константином Бахмутовым.

До сих многие путают, что такое Булак — река, канал или протока. Булак — это канал. Хотя еще 100 лет назад это была важная транспортная артерия с сильным торговым трафиком — часть хозяйственной инфраструктуры Казани, по ней на баржах перевозили грузы, в том числе продовольствие.

Сейчас трудно представить Булак с пологими берегами, свободным проходом к воде, маленькими жилыми домами прямо на берегах. Тем более, трудно представить, что Булак не заканчивался у Кремля, а продолжал свое течение и впадал в Казанку.

Мостов на Булаке было пять. Самый интересный из них — это не сохранившийся Жарковский мост. Он стоял у Ярмарочной площади, где Булак сейчас заканчивается. Построил мост в 1799 году купец Иван Степанович Жарков. Иван Степанович недолго служил городским головой Казани и построил мост на свои деньги. Это был единственный в городе разводной мост. Он сгорел в 1815 году. Был восстановлен как обычный и продержался до хрущевских времен.

Самый первый и единственный исторический каменный мост на Булаке — Лебедевский — сохранился. Он назван в честь другого городского головы — Александра Лебедева, который построил его на свои деньги.

Булак, озеро Кабан и река Казанка составляли единую транспортную систему, судоходство по которой осуществлялось с помощью шлюзов. На месте шлюза на озере Кабан в 2018 году разбит небольшой парк и проложена новая набережная. В устье Булака также стоял большой деревянный мост, его разобрали в 1950-е. Тогда Булак кардинально заковали в бетон, превратив в канал, и возвели набережные, которыми мы пользуемся по сей день.