КМПО — Истории Татарстана

КМПО

Казань
ул. Дементьева, 1
год основания:1932

КМПО

📍О Казанском моторостроительном производственном объединении расскажет преподаватель русского языка в онлайн-школе PARTA — Майя Горгошадзе. Приятного просмотра!

В мае 1932 года на северной окраине Казани был заложен Авиакомбинат — началось строительство будущего Казанского авиазавода имени Горбунова и Казанского моторостроительного производственного объединения — КМПО.

В первые годы вся большая стройка будущего Авиастроительного завода называлась Казмашстрой.

Одновременно с Авиакомбинатом были заложены ТЭЦ-2, силикатный завод, хлебокомбинат. На стройку со всей страны приехали более 30 тысяч человек.

В апреле 1935 года приказом Главного управления авиационной промышленности Самолетно-моторный комбинат разделили на два завода (No124 и No27). Первый должен был строить самолёты, второй — моторы к ним.

С началом войны в Казань на территорию будущего КМПО были эвакуированы три завода (один из Воронежа и два из Москвы). Они были объединены с казанским 27-м заводом и стали Казанским моторостроительным заводом номер 16.

С 1941 по 1945 год на заводе производили важные для фронта моторы ВК-105, а с ноября 1942 года было открыто производство форсированного мотора Климова М-105 ПФ в 1200 лошадиных сил.

В 1943 году в заводском опытно-конструкторском бюро Валентином Глушко был создан первый советский жидкостный реактивный двигатель РД-1.

После войны КМПО выпускал половину всех самолетных двигателей в стране. 48% пассажиров Аэрофлота летали на самолётах с двигателями производства казанского авиамоторного объединения.